Создать аккаунт
Главные новости » Новости кино » Православный самурай — сценический портрет Кэри-Хироюки Тагавы
Новости кино

Православный самурай — сценический портрет Кэри-Хироюки Тагавы

475
Обложка: Rolling Stone4 декабря 2025 года семья Кэри-Хироюки Тагавы сообщила о смерти любимого многими актёра. Причиной стали осложнения после перенесённого инсульта. Тагаве было 75 лет, и умер он в калифорнийской больнице. Вдали от дома, в штате, из которого когда-то бежал, но в окружении семьи и под внимательным наблюдением врачей.

Начав карьеру в возрасте аж 36 лет, Кэри-Хироюки десятилетиями оставался мудрым целителем для взрослых и ночным бугименом для детей. В странах СНГ актёр имел особые репутацию и значение, ведь его главная роль в карьере — Шан Цзун в «Смертельной битве» 1995-го года — стала одной из главных в постсоветской поп-культуре 90-х и ранних нулевых.


Но что же делало актёра, который большую часть жизни перебивался ролями фактурных злодеев в фильмах второй величины, таким особенным? И куда занесла его судьба, что на старости лет он стал гражданином Российской Федерации? Давайте углубимся в то, что двигало американо-японским артистом на протяжении всего его творческого пути.


«Я японец, поэтому я не могу проиграть»


Промо-кадр для «Смертельной битвы».

Источник: Martial Arts & Action Entertainment

Южный Токио, квартал Адзабу. Всего 5 лет назад большая часть района Минато, в который входило и это место, была разбомблена Союзниками. В 1950 году здесь, рядом с бывшим советским посольством, родился Кэри-Хироюки Тагава. Сын американского военного японского происхождения и местной певицы и актрисы театра Такарадзука. Когда мальчику было всего 5, вся семья навсегда эмигрировала в США.

В интервью изданию Nikkan San Тагава делился подробностями своего детства. Отец отдал службе 20 лет своей жизни, поэтому молодость актёра прошла преимущественно на военных базах. Семья часто перемещалась, одна школа сменяла другую, и мальчику оставалось лишь искать себя в новой стране без возможности осесть и обрести верных друзей. Вторая мировая война едва завершилась, а дискриминация японцев в Америке была сильна как никогда. Окружающие к Кэри-Хироюки — как, впрочем, и ко всем немногочисленным в то время азиатам — относились с подозрением. Но мать воспитала в юноше чувство национальной гордости.

Послевоенный Токио.

Источник: myNEWS PostMag

Она учила его, что японцы должны быть сильными и не могут проигрывать, что им следует быть достойным лицом своей нации, а не прятать идентичность в закоулках своей личности. Это чувство долга воспитало в Тагаве непреодолимое стремление к лидерству. Где бы он ни учился и какой жизненный этап ни проходил бы, он старался проявлять инициативу: будучи неготовым, отвечать на вопросы учителей, которые вызывали лишь тишину в классе; пробовать и вести за собой, пока другие ребята смеются. Однажды на учёбе он решил стать старостой. Избирательная кампания провалилась, и ничего не вышло. Но уже через год он попробовал снова — и добился своего. А ещё через год он стал президентом школьного совета.

В старших классах Кэри-Хироюки увлекался драмой и театром. Его первой ролью за всю жизнь стала партия Короля Артура в любительской постановке «Камелота». Несмотря на важность роли, он был единственным японцем во всей труппе. Когда твоя мать — актриса, а дядя — известный джазмен, стремление к творчеству кажется совершенно естественным. Тагава хотел было поступить в драматический университет, но его преподаватель в то время возразил. Он сказал ему, что познать драматическое искусство по-настоящему можно только получая разнообразный жизненный опыт. А универ его научит лишь классическому Шекспиру.

Тагава всегда чувствовал себя гавайцем.

Источник: Idaho State Journal

На получение жизненного опыта Кэри-Хироюки потратил значительную часть своей дальнейшей жизни. Ещё задолго до первых съёмок какие только роли он ни успел примерить! Служба в армии по стопам отца. Работа на ферме с ежедневным подъёмом в четыре утра. Шофёр лимузина и грузовика, развозчик пиццы, фотожурналист. Будучи водителем фургона, он даже невольно связался с криминалом, не подозревая об этом. Тагава беспечно развозил неизвестные товары по разным точкам и лишь годы спустя узнал, что выполнял поручения итальянской мафии и был частью незаконных схем.

Позже он всё-таки примерил на себя и роль студента. Будущий актёр поступил в Университет Южной Калифорнии, чтобы изучать боевые искусства — начал он с кэндо самостоятельно, а позже занялся карате, уже профессионально. Ради этого дела он даже прерывал обучение и ездил студентом по обмену в родную Японию. Причём не просто ради изучения своих корней, но и чтобы продолжить учиться у сенсея Масатоси Накаямы, покинувшем университет.

Заканчивая вуз, он полноценно переехал в Лос-Анджелес и решил всё-таки стать настоящим актёром. Среди начинающих голливудских исполнителей того времени было принято работать в ресторанах и забегаловках: специфика профессии позволяет пристально наблюдать за поведением людей, изучать их и применять это в своём ремесле. Тагаву это не интересовало. Он занимался торговлей и писал статьи для модных журналов, чтобы прокормить себя. Параллельно был уличным артистом на пляжах Вениса. Как он вспоминает, тамошняя публика не стеснялась выказывать недовольство и грубить людям на импровизированной сцене. Кэри-Хироюки с самого начала карьеры был готов к потенциальным конфронтациям.


  • Твоя душа принадлежит «Смертельной битве» — 30 лет культовой экранизации


«Только став знаменитым, можно играть героев»


Кадр из фильма «Разборки в маленьком Токио».

Источник: The Action Elite

В 36 лет Кэри-Хироюки Тагава наконец совершил свой экранный дебют. На это понадобились десятилетия после первой роли в школьной постановке. И всё ради «крайнего слева» в обычной массовке «Большого переполоха в маленьком Китае» в 1986 году. В этом же году он получил и свою первую роль со словами в боевике средней руки «Вооружённый отпор», вместе с которым его приняли в американскую Гильдию киноактёров. Как вспоминал он сам, с тех пор работа пошла как по маслу.

Уже через год у Тагавы случился первый прорыв — съёмки в «Последнем императоре» легендарного Бернардо Бертолуччи. Там он сыграл слугу малолетнего императора, который, по мнению последнего, изолировал его от мира и политической ситуации в Китае. В интервью AVClub о той работе он отзывался так:


«Это было ошеломительно. Знаете, внезапно поработать с одним из топ-10 режиссёров в мире, да ещё и сниматься в Китае… Я практически выпалил: «Сколько я должен заплатить?» Это была мечта, ставшая реальностью. Удивительный опыт».


Картина Бертолуччи и сегодня поражает масштабом.

Источник: фильм «Последний император»

Несмотря на небольшую роль, на тех съёмках он успел попасть в неловкое положение. Его партнёр по сценам — 11-летний мальчик-актёр, игравший императора, был ньюйоркским ребёнком: он быстро осознал свою важность на площадке и стал пользоваться этим, помыкая коллегами. Тагава никогда не отказывал в помощи и, как-то, помогая репетировать ему реплики, столкнулся с очередными капризами. Мальчуган поднял голову и, повторяя сценарий, бесконечно плевался в лицо Кэри-Хироюки. Тот спустя какое-то время резко схватил его за костюм, поднял на уровень своих глаз и сказал: «Я твой друг. Не нужно так себя вести».

По словам Тагавы, обычно он так не поступал, но, по-хорошему, мальчику не помешала бы порка. А раз уж на площадке такое неуместно, то сойдёт и просто резкий шок, эффектно доносящий мысль. Нечаянным свидетелем эпизода стал кумир актёра Питер О’Тул, из-за чего после этого от последнего на протяжении съёмок к японцу исходила явная неприязнь. Но со временем они всё-таки разрешили свои разногласия и прояснили ситуацию.

Можно предположить, что именно благодаря съёмкам этого британо-франко-китайского фильма итальянского режиссёра Кэри-Хироюки навсегда полюбил мультикультурные проекты. Успех «Последнего императора» он при этом гордо возлагал на японского композитора Рюити Сакамото. В будущем актёр ещё не раз заглянет для съёмок в самые неожиданные уголки мира и признается, что хотел бы поработать в том числе и в Бразилии, и во Франции.

В Бондиане актёр светился харизмой.

Источник: фильм «Лицензия на убийство»

После Бертолуччи его наконец заметили, и благодаря своим навыкам боевых искусств и фактурной внешности Тагава локомотивом двинулся по десяткам боевиков и блокбастеров 80–90-х. Артист был идеальным злодеем-азиатом для любого сценария. Как он сам позже признавался, большую часть своей карьеры он был не слишком разборчив в выборе ролей и соглашался на всё из желания примелькаться, закрепиться в профессии и продолжать обеспечивать себя актёрским трудом. И по правилам Голливуда того времени играть приходилось сплошь антагонистов.

Опыт этот далеко не всегда оказывался компромиссным. Так, он исполнял роль злодея в Бондиане времён Тимоти Далтона, и благодаря этому при жизни встречал Принцессу Диану. А в 1993 году, в «Восходящем солнце», ему удалось поработать со своим вторым (и последним) кинематографическим кумиром — Шоном Коннери. Тот поначалу лишь пугал масштабом своей фигуры, но одновременно впечатлял профессиональной этикой и тактичностью. В это же время Тагава навсегда покинул Лос-Анджелес. После бунта, начавшегося из-за избиения полицией чернокожего Родни Кинга за превышение скорости, Тагава решил, что это место никогда не подойдёт для выращивания детей. Он переехал на родину своего отца — миролюбивые Гавайи, где с огромным удовольствием занялся сёрфингом.

Сын своей матери, Кэри-Хироюки видел целью своей работы продвижение нового образа азиатов в Голливуде. Фабрика грёз, при всех её недостатках, формировала видение реальности по всему миру. И он хотел видеть соотечественников не только в слабых и безвольных ролях. В том числе поэтому он предпочитал полнометражное кино ТВ-проектам — из-за культурного влияния первого. Возможности создавать национальных героев ещё не было, но игру ярких азиатов-злодеев он уже видел как некий шаг вперёд. Да, такие персонажи зачастую умирают ближе к концу картины, но перед этим Тагава задавался целью запомниться зрителю, запугать его и вселить настоящую угрозу. Но его конечной мечтой было увидеть японца в роли супергероя.


  • Пули, VHS и 16 бит — игровой напалм олдскульных боевиков


«Мы дали фанатам церковь, чтобы молиться»


Ради такого лука можно и шевелюру отрастить.

Источник: фильм «Смертельная битва»

Наконец, 1995 год. «Смертельная битва». Культовая экранизация Mortal Kombat. Главная роль в карьере Кэри-Хироюки Тагавы, сопровождавшая его на протяжении десятилетий.

В своём позднем интервью для Red Carpet News он вспоминал это кино с огромной благодарностью. Сегодня Пола У.С. Андерсона принято считать режиссёром сомнительных би-муви, но тогда он был молодым и хулиганским англичанином, с ноги распахнувшим дверь в Голливуд со своей первой и далеко не последней игровой экранизацией. Тагава называл его настоящим гением. По его словам, Андерсон был первым в индустрии, кто привнёс в боевые искусства на экране музыку, и делал это так драйвово, так гармонично, что сердце выпрыгивало из груди при просмотре.

В этом фильме Кэри-Хироюки достиг пика своей злодейской харизмы, исполнив партию Шан Цзуна — одного из главных антагонистов всей франшизы. Это было идеальное, будто предначертанное судьбой сочетание роли и её исполнителя. Тагава попал в экранизацию файтинга. И у мастера боевых искусств появился шанс создать настоящее кино про драки. Он работал напрямую с хореографами и предлагал собственные идеи для сцен, смотрел на постановку не только с точки зрения зрелища, но и логики, осмысленности движений. А его актёрский опыт и давно сформированное амплуа подарили образу неповторимые гримасы, полные злости и некоторого злорадства с характерным высокомерным поведением по отношению к героям по другую сторону.

Кажется, этот кадр будет жить дольше самого интернета.

Источник: фильм «Смертельная битва».

Об этом не всегда задумываешься, но ведь фирменная реплика Шан Цзуна «your soul is mine» вошла в поп-культурную Библию именно в киношном исполнении актёра. Прежде в играх герой по канону пусть и похищал души, но далеко не в каждой игре повторял фразу, а его образ на тот момент не приобрёл сформировавшуюся форму.

Позже всё в том же разговоре с AVClub актёр рассказывал, как проходили съёмки фильма в Тайланде. На запись культовой реплики пришёлся не один дубль, и каждый раз, когда Тагава вновь повторял «your soul is mine», местный помощник по рекламе смотрел на него и сбегал с площадки. Кэри-Хироюки думал, что у него что-то случилось, но член съёмочной группы возвращался как ни в чём не бывало. Этот сценарий повторялся каждый раз, при каждой новой записи, и тогда стало ясно, что дело всё-таки в сцене. Позже выяснилось, что ответ крылся в тайской культуре. Местные глубоко верят в мистицизм, и поэтому жуткая угроза Шан Цзуна всерьёз тревожила сотрудника. Он беспокоился за свою душу. И это лишь очередной показатель того, что уже на площадке было ясно, насколько удачным было попадание в героя.

Тагава никогда не был геймером. Он не был знаком со вселенной Mortal Kombat и не осознавал величины франшизы. Кэри-Хироюка всегда был глубоко верующим человеком, преданным христианином. Десятилетия спустя он рассказывал, что нахлынувшее количество фанатов и их страсть, безусловная любовь и яркие чувства к произведению заставляли его воспринимать их как монахов, молящихся на свою икону. И когда они создали это кино — они будто подарили пастве новый храм, в котором бы они могли молиться. После этого он всегда чувствовал себя с фанатами одной большой семьёй.

Передали внешность практически точно. Разве что мускулы подсбавили, конечно.

Источник: видеоигра Mortal Kombat 11

Историческое признание этого актёрского воплощения в экранизации столь беспрецедентно, что киношный образ проник в оригинальный, игровой медиум. Немногие из первого фильма вернулись в провальный сиквел «Смертельная битва: Истребление» под руководством новых авторов, так и Тагава туда лезть не стал. Но студия так хотела возвращения злодея, что включила в фильм архивные записи с ним в качестве флешбэка.

Позже он возвращался к роли Шан Цзуна для второго сезона Mortal Kombat: Legacy Kollection и в одном тестовом эпизоде отменённого сериала Mortal Kombat X: Generations. В 2019 году его снова вернули для номерной части игровой серии: в Mortal Kombat 11 актёр подарил герою как свою внешность, так и голос. Последним появлением в роли для Кэри-Хироюки стала мобильная Mortal Kombat: Onslaught, где использовали только его внешность.

Спустя шесть лет после первой «Смертельной битвы» для Тагавы крайне важной стала и роль в «Перл-Харборе» Майкла Бэя. Для него это была личная история. В послевоенном детстве одним из символов ксенофобии к японцам было именно нападение на Перл-Харбор. В годовщину этой трагедии юный актёр даже не хотел идти в школу, ведь считал, что и без того предвзятые взгляды одноклассников теперь будут смотреть на него как на врага, некогда напавшего на их страну.

Не зря Тагава — человек служивший, форма на нём сидела как влитая.

Источник: фильм «Перл-Харбор»

Но тогда его мать рассказала ему, что многие американцы понимают, что нападение случилось не только по вине японцев, и уж точно не по вине всех японцев. Она побудила его изучать историю и глубже рассматривать неочевидную подноготную громких событий. Из-за этого увлечения позже он всегда мечтал снять фильм об истории Чингисхана. А фильм «Перл-Харбор» очень рассчитывал на кассовые сборы от японской аудитории, поэтому их точку зрения на события пытались показать как можно вдумчивей и деликатней. Насколько это было возможно для иностранцев, конечно же. Это была важная роль для Кэри-Хироюки — не карикатурный злодей, а сложная, мотивированная, историческая личность.

Но самой любимой партией в своей карьере Тагава считал работу над семейной комедией «Джонни Цунами» для Disney. Он с любовью вспоминал время работы над картиной: она позволила ему остаться дома, на Гавайях, а играл он добродушного старика-сёрфера — сугубо положительный, тёплый образ, воплощавший местную культуру. Для актёра это было идеальное сочетание: он создавал доброе, трогательное кино и одновременно проводил лучшее время своей жизни.

«Я не боюсь смерти. Я боюсь того, что я не достоин Господней любви»


Тагава не практиковал метод Станиславского и не проводил комплексную работу над чувствами и прошлым персонажа. Он предпочитал играть инстинктивно, повинуясь собственным чувствам.

Источник: сериал «Человек в высоком замке»

Поздний этап жизни — один из самых загадочных в истории актёра. Вы и сами наверняка знаете. Принятие православия, съёмки в отечественном кино, получение российского гражданства… В этом, естественно, ничего плохого нет, но как сложились столь нетипичные обстоятельства?

С Россией Тагаву связывало многое ещё с детства. Мама читала своему ребёнку Толстого, Чехова и Достоевского, отец изучал русский язык, а дядя-музыкант регулярно ездил на концерты в Москву. Впервые Кэри-Хироюки побывал в России в 2001 году, и после возвращался сюда ещё множество раз. Да и наиболее известные съёмки в нашей стране, возможно, были не первым российским фильмом, над которым он работал.

Журнал Midweek в 2005 году сообщал о съёмках российского экшен-фильма в Торонто, в которых участвовали Тагава и актёр Марк Дакаскос. Выяснить, о каком фильме шла речь в той статье, сегодня практически невозможно. Возможно, подразумевался «Ближний бой» 2007 года. Это бэшный боевик американо-казахского происхождения, более-менее подходящий по датам производства, но в котором, тем не менее, не было Марка Дакаскоса. Кино уже практически кануло в забвение: у него всего 900 оценок на «Кинопоиске» и 200 оценок на IMDb.

Актёр всю жизнь оставался жизнерадостным, добродушным и приветливым человеком.

Источник: The New York Times

В жизни же, ближе к старости Кэри-Хироюки стали куда больше заботить вопросы духовного толка. Несмотря на мастерство в боевых искусствах, он был убеждённым пацифистом и не приемлил насилие. Долгие годы Тагава практиковал Цигун — боевую систему, не предполагающую сражений или победы над противником. А если конкретно — комплекс У Цинь Си. Это был целительный метод, пришедший из китайских боевых искусств, основанный на изучении и воспроизведении движений животных для нормализации работы внутренних органов и кровообращения. Также актёр создал собственную дыхательную практику, помогающую вернуть жизненный тонус.

Возможно, именно соответствие этим ценностям и новому внутреннему самоощущению актёра и послужило для него мотивацией сыграть главную роль в отечественном экшене «Иерей-сан. Исповедь самурая», поставленный Егором Барановым и написанный Иваном Охлобыстиным. Возможно, кино и создавалось уже с прицелом на Тагаву. Ведь в нём он играет практически самого себя — мастера боевых искусств, но в то же время радикального пацифиста, готового подставить другую щёку любому ближнему и отказывающегося причинить вред даже самым грешным негодяям. Один только нюанс — помимо этого его герой был православным священником родом из Японии.

Такой образ был у актёра в «Иерей-сане».

Источник: «Кинопоиск»

В кино он прятался от Якудзы в глухой российской деревне и восстанавливал местный храм. А помешать ему пытались уже русские бандиты, желавшие уничтожить поселение ради новёхонького производства. Кино считалось большим жанровым заявлением института православия, попыткой пропагандировать религию среди юной и далёкой от учения аудитории, но было воспринято преимущественно негативно.

Тогда же актёр и посетил многие отечественные телешоу, от Comedy Club до «Давай поженимся!», выпуски которых сегодня любят вспоминать. В последнем он, кстати, выбрал спутницу жизни, которая не только искала мужа, но и мечтала покорить Голливуд. Правда дальше съёмочной площадки союз двух людей, даже не знавших языки друг друга, так и не зашёл.

Во время съёмок фильма Тагава жил в реальной русской деревне и, по его собственным же словам в интервью Интерфакс-религия, именно тогда «познал русскую душу» и решил принять православие. После он также посещал Новый Иерусалим в городе Истра, оставшись под огромным впечатлением. Актёр, пришедший в профессию аж в 36 лет, нашёл истинного себя только в 65. С точки зрения иностранца православные — это ортодоксальные христиане, более близкие к букве заповедей. И в подобной оптике желание «приблизиться к Богу» вполне понимаемо. Это могло быть неожиданное, но закономерное окончание истории Кэри-Хироюки. Но вот дальнейшее получение российского гражданства всё-таки вызывает вопросы.

Крещение Тагавы широко освещалось в СМИ.

Источник: ТАСС

Приняв православие и оформив документы, актёр раздавал множество интервью, которые радостно тиражировали телевидение и издания правого толка. В них он рассказывал о том, что нашёл в православной вере и русской душе ту глубину, которой больше нигде нет. Он критиковал «американское христианство», под которым подразумевался, видимо, протестантизм, за недостаток духовности на фоне избытка формы. В общем, убеждённый американец-сёрфингист, положивший жизнь на продвижение японской культуры по всему миру, внезапно возвысил над всем этим едва ему знакомую русскую культуру. Вероятно, мотивы его решений в этот период жизни для всех нас так и останутся загадкой.

В 2016 году Тагава также заглянул к тому самому Дакаскосу и Александру Невскому в фильм «Разборка в Маниле». Его последний известный визит в Россию произошёл в 2018 году — на Чемпионате мира по футболу. В 2019 году Кэри-Хироюки появился в камео в казахской комедии «Моя любовь Айсулу». На этом история его отношений со страной до самой смерти фактически завершилась. Но в Голливуде он продолжал активно сниматься. Из его поздних, но значимых ролей можно выделить сериалы «Человек в высоком замке» и «Затерянные в космосе», а в озвучке он работал над «Кубо. Легенда о самурае», перезапущенными «Утиными историями», «Звёздными войнами: Видения» и «Голубоглазым самураем».

Актёр успел заглянуть и в фильм, разбивший всему миру сердца.

Источник: фильм «Хатико: Самый верный друг»

Как бы там ни было, мы все запомним Кэри-Хироюки Тагаву как одного из ярчайших актёров эпохи падения железного занавеса. Человек, который напрямую повлиял на становление поп-культуры в России и стал образцовым, харизматичным злодеем для миллионов подростков.


Воистину, our souls are his. Как и наше детство, наши бесконечные бытовые пародии и наша любовь.



Автор: Дмитрий Бублицкий

Журналист и социолог, автор тг-канала «КДЖизнь». Пишет о кино и видеоиграх, смотрит на творчество через человеческие лица, убеждённый эдгаррайтоман.

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт games-ba.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК